Положение о психологической службе

Копия верна:
Заведующий МДОУ «Косланский детский сад»
Н.Н. Логинова

Подписано цифровой
подписью: Логинова
Надежда Николаевна
Дата: 2021.04.27 16:05:46
+04'00'
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № 2
от 14.01.2019 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 14 .01.2019 г
№01-10/11

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"КОСЛАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД"

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет содержание деятельности психологической
службы образовательной организации и является правовой и организационнометодической основой организации деятельности.
1.2. Деятельность психологической службы ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса, на создание условий для личностного,
интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также на охрану
здоровья всех участников образовательного процесса.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.
1.4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и
задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
1.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни
для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего поколения,
формированию индивидуальности у детей дошкольного возраста на всех этапах
непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию
позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения
личностного и социального развития у детей дошкольного возраста занимается
профилактикой подобных нарушений.
1.6. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом ДОО и
родителями.
1.7. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание
психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия.
Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие
плодотворной работы.
1

1.8. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и
попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности,
оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.
Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости
позиций.
1.9. На должности педагога-психолога образовательного учреждения могут работать
специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица имеющие высшее
образование и прошедшие специальную переподготовку по специальности “Психология”
в объеме не менее 1200 часов, имеющие диплом государственного образца.
1.10. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
1.11. Педагог-психолог имеет двойное подчинение: по административной и по
профессиональной линиям. Административное управление осуществляется заведующей
ДОО.
1.12. Профессиональное управление осуществляется старшим воспитателем ДОО.
1.13. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении составляет не более 18
часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и
регулируется данными правилами с учётом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности
их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников и
образовательного процесса, количество часов работы с участниками образовательного
процесса устанавливается администрацией детского сада ;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и
обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая
работа (семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения квалификации.
Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как
непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
1.14. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической
работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых
1.15. Педагог-психолог ДОО ведёт учет проводимой работы, согласовывает планирование и
представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
1.16. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется соответствующими
международными актами в области защиты прав и законных интересов
ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Коми
Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования
РФ, Уставом дошкольной образовательной организации и настоящим Положением.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации
как образовательных, так и социальных целей системы образования.
Образовательная цель – это приобретение обучающимися необходимых знаний и
навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель – это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи,
толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к
активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2

2.2. Целью деятельности педагога-психолога являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного
учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для
охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников образовательного
процесса;
- содействие в приобретении воспитанниками ДОО психологических знаний, умений
и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха
в жизни.
2.3. К основным задачам относятся:
– психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных
учреждения, выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их разрешения;
– содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе;
– формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
– содействие педагогическому коллективу в гармонизации
социальнопсихологического климата в организации;
– психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям воспитанников;
– профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии воспитанников;
– участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов образовательного учреждения, образовательных программ и
проектов, учебно-методических пособий;
– участие совместно с педагогическим коллективом в подготовке и создании
условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень
в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику организации достижений в
области отечественной и зарубежной психологии.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Педагог- психолог является равноправным членом педагогического коллектива
ДОО. Он принимает участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов,
методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога создается психологический
кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем
необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и
коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим
оборудованием .
3.3. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией ДОО.
Пpи составлении графика учитывается необходимость работы по повышению
квалификации.
3.4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его
обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой
квалификацией.
3.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной
учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министеpства
образования и науки РФ.
3

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.1. Прикладное – психологическое сопровождение образовательного процесса,
включая участие в составлении программы развития образовательного учреждения,
образовательных программ, создании учебников и учебных пособий, разработке
психологических оснований дидактических и методических материалов.
4.2. Практическое –
непосредственная
работа
педагога-психолога
в
образовательном учреждении.
Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми,
родителями (их законными представителями), специалистами, воспитателями,
администрацией ДОО и др.
В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей,
их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа
индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в
профессиональном и личностном самоопределении.
5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1.Данный вид деятельности осуществляется педагог-психологом и определяется
необходимостью формирования у педагогов, администрации ДОО, родителей (лиц, их
заменяющих), а также детей, потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного
личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного
предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5.1.2. В русле психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет
следующие конкретные мероприятия:
1.Проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дают родителям и
воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
2.Проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального
развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания своевременной
коррекционно-развивающей помощи.
3.Участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет
психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления
возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с
ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с педагогами ДОО
намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к
школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в
процессе школьного обучения.
4. Проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной
группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями программу
индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
5. Ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.
6. Участвует в оpганизации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия
индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.
7. Ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в ДОО:
- оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый,
взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
- консультирует педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу
профессиональных и личностных проблем.
4

8. Способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию
психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
9. Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным
особенностям детей, актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития
личности детей, углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на
протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных
особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе
обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и
развитии.
5.2.2.
Диагностическая
работа
проводится
педагогом-психологом
как
индивидуально, так и с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
1. Проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с
целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным
нормативам.
2. Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной
работы, помощи в личностном самоопределении.
3. Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют
психологические причины нарушений общения.
4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют
дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:
 для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и
дефектологическую природу,
 для определения форм и причин явного асоциального поведения.
5.3. Психологическая коррекция
5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагогапсихолога на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей.
Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития
детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу ДОО в
индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и
склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность
педагога-психолога по разработке коррекционных программ совместно с другими
специалистами: дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными
педагогами и др. – в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
5.3.2. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы
разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго
индивидуальный, конкретный характер.
5.3.3. В ходе психокоррекционной работы:
1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программ, направленных на развитие как отдельных сторон психического развития, так и
личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии
ребенка
3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:
 в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
5


в процессе специальной работы психолога с группами детей;

в процессе воспитательных мероприятий;

в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
5.3.4. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях,
когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения
центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют
применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что
устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные
отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу
или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы
компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих
областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
5.4.
Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по
вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует
родителей (законных представителей), администрацию, педагогов по проблемам обучения
и воспитания детей в форме педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или
групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам
обучения, личностного развития, жизненного самоопределения, по проблемам общения.
5.4.3.В процессе консультативного направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию, специалистов, воспитателей, родителей по
проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы
педагогики сотрудничества.
2. Проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам
обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, самовоспитания и т.п.
3. Способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методических объединениях, общих и групповых
родительских собраниях, чтением лекций и др.
4. Выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о
психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам
народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения
соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением
возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебновоспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.)
5. В качестве консультанта принимает участие в планировании учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как
возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском
учреждении, по вопросам организации самоуправления.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог,
как и любой специалист службы практической психологии образования Российской
Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность
психологического заключения, адекватность используемых диагностических и
коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного образца.
6

6.3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за проведение
своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
 рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не
выполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и
практики, а также находящихся в компетенции представителей других
специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
 повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической
психологии и принципы организации Службы практической психологии в системе
образования;
 применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
 препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими
соответствующей профессиональной подготовкой;
 в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного
психического и физического развития;
 выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления
образования, администрации ДОО и специалистов соответствующих органов
общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него
соответствующих профессиональных возможностей и средств;
 оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и
возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, содействует
развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в
вопросах детской и возрастной психологии;
 соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет
сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной
работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления
педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику
или его окружению;
 ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
6.5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
 рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 18-часовой рабочей
недели и регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ДОУ с
учетом норм практической психологической деятельности с детьми разных
возрастов и различными категориями взрослых;

на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом "Об
образовании в Российской Федерации", и соответствующими распоряжениями
Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы
образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на
приобретение книгопечатной продукции и др.);
 самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
 на создание условий со стороны администрации ДОО, необходимых для
успешного выполнения профессиональных обязанностей;

7











отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда
эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а
также по вопросам их социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов ДОО, в работе Психолого – медико - педагогических
консилиума образовательного учреждения, районной Психолого – медико педагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и других,
решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов
педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения
соответствующих инстанций;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
проводить в ДОУ групповые и индивидуальные обследования и эксперименты,
направленные на решение конкретных вопросов процесса образования, воспитания
и развития личности обучающихся;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.
7.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

7.1. Ответственность педагога – психолога:
 Педагог – психолог несет персональную ответственность за достоверность
результатов психологического диагностирования, адекватность коррекционных
методов, обоснованность рекомендаций.

Педагог – психолог несет ответственность за грамотное ведение документации,
сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы.

Педагог – психолог несет ответственность за сохранность материально –
технических средств, вверенных для работы психологической службы.
7.2. Документация психологической службы:
 положение о психологической службе;

годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом
образовательного учреждения;

календарные планы;

банк психодиагностических методик;

листы коррекционной работы;

результаты психологического обследования;

журнал регистрации индивидуальных консультаций;

журнал запросов;

планы и программы коррекционной работы;

методические рекомендации для воспитателей;

рекомендации для родителей
 журналы индивидуальных и групповых занятий

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».