Копия верна: Заведующий МДОУ «Косланский детский сад» Н.Н. Логинова Подписано цифровой подписью: Логинова Надежда Николаевна Дата: 2021.04.22 10:42:02 +04'00' ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2018 г. № 01-10/272 ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «КОСЛАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта (далее – логопункта) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Косланский детский сад» (далее – Учреждение). 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; – Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; – Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; – Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмом Министерства образования и науки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК -452/07; – Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; – Уставом МДОУ «Косланский детский сад». 1.3. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения. 1.4.Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2.1. Логопедический пункт (далее – Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной образовательной программы дошкольного образования. 2.2. Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются: - осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста; - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; - предупреждение нарушений устной и письменной речи; - развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; - взаимодействие с педагогами ДОУ и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей воспитанников (лиц их замещающих) по формированию речевого развития детей; - воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде; - совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника; - возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи. III. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ЛОГОПУНКТА В ДОУ 3. Логопедический пункт в дошкольном учреждении создается при необходимости исправления нарушений речи у детей 4-7 лет. При достаточном количестве детей с нарушениями речи в МДОУ «Косланский детский сад» создается логопедический пункт, разрабатывается локальный акт «Положение о логопункте ДОУ». IV. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 4.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ. 4.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется после углубленного логопедического обследования учителем-логопедом, на основании приказа заведующей МДОУ и заявления родителей (законных представитей). 4.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические, фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом, дизартрия, алалия, ОНР. 4.4. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 14 до 25 детей в течение года. 4.5.Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3-х летнего возраста. Логопедическое обследование в первую очередь проводится у детей 6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года. В первую очередь коррекционная помощь оказывается старшим дошкольникам (6-7 лет, затем 5-6 лет) с нарушениями речи, которые будут препятствовать их успешному обучению в школе, а так же детям среднего и младшего возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое недоразвитие). По результатам обследования формируется списочный состав детей с 5 до 7 лет для коррекционной работы. 4.6. Утверждение списочного состава осуществляется заведующим ДОУ. 4.7. Прием детей на логопедический пункт производится по мере освобождения мест в течение всего учебного года. 2 4.8. Если ребенок в возрасте от 3 до 5 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА 5.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. 5.2. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего ДОУ. 5.3.Учитель-логопед берёт детей на свои занятия с любых занятий, проводимых в ДОУ. 5.4. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1.3049-13. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут. 5.5. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ. 5.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ (не произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года. 5.7. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту. 5.7. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии (приложение №1), заявление о зачислении ребенка на логопункт (приложение №2). 5.8. Дети выпускаются из логопедического пункта после углубленного обследования в течение учебного года. Решение о прекращении систематических занятий с ребенком принимает учитель-логопед, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дошкольной образовательной программой. 5.9. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 5.10.Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями. VI. УЧАСТНИКИ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. 6.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями ДОУ, учителями-логопедами других ДОУ, специалистами ПМПК и врачами детской поликлиники. 3 6.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. 6.4.Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ, родителям (законным представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации по их преодолению; участвует в работе методических объединений учителейлогопедов. 6.5. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию: -Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт. -Годовой план работы учителя-логопеда. -Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт. -Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт. -Индивидуальные тетради воспитанников. -Журнал первичного обследования детей ДОУ. -Список воспитанников, нуждающихся в коррекции речевых нарушений на начало каждого учебного года по результатам первичного обследования. - График работы учителя-логопеда. - Отчет о результатах работы за учебный год. -Журнал учета движения детей на логопункте. -Журнал учета посещаемости. - Рабочая программа. VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА. 7.1. Для логопункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиНа. 7.2. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. 7.3. Логопункт финансируется ДОУ, в ведение которого находится. VIII . УПРАВЛЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ПУНКТОМ ДОУ. 8.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется заведующим ДОУ, в ведении которого находится логопункт. 8.2. Контроль над работой логопункта осуществляется заведующим и старшим воспитателем ДОУ. 4 Приложение 1 Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи с.Кослан «____» ______________ 20 __ г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Косланский детский сад» _______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем «МДОУ» в лице заведующей Логиновой Ф.С., действующей на основании Устава МДОУ с одной стороны и родителями (матерью, отцом, лицом их заменяющем) _________________ ________________________________________________________________________________ ребёнка _________________________________________________________________________ Ф.И. О. ребёнка, дата рождения, № группы именуемыми в дальнейшем «Родитель» с другой стороны, заключили договор о нижеследующем: 1. Предмет договора: Предметом настоящего договора является оказание логопедических услуг в форме индивидуальных и подгрупповых занятий в условиях логопункта. 2. Обязанности сторон: 2.1. МДОУ обязуется: 2.1.1. Обеспечить квалифицированную коррекцию нарушений речи. 2.1.2. Проводить занятия в соответствии с утверждённым расписанием и в зависимости от имеющегося речевого дефекта. 2.1.3. Соблюдать благоприятные условия для проведения занятий. 2.2. «Родитель» обязуется: 2.2.1.Следовать всем рекомендациям учителя-логопеда, чётко и вовремя выполнять домашние задания. 2.2.2.Обеспечить наличие необходимого материала для работы, в том числе индивидуальные тетради к каждому занятию. 2.2.3.Посещать родительские собрания и индивидуальные консультации учителя-логопеда. 2.2.4.Не пропускать занятия без уважительной причины. 3. В случае невыполнения вышеуказанных пунктов договора администрация ДОУ снимает с себя ответственность за результат работы по коррекции речи ребёнка и расторгает данный договор. Заведующий МДОУ – Ф.С. Логинова) _____________________________ (подпись) Родитель ___________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) 5 М.П. Приложение 2 Заведующему МДОУ «Косланский детский сад» (образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования) ________Логиновой Фаине Степановне___________ (ФИО руководителя образовательного учреждения) _____________________________________________ ______________________________________________ указать полностью ФИО родителя ребенка (лица, его заменяющего) Заявление о зачислении на логопедический пункт Прошу зачислить моего ребенка ________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (ФИО, год рождения ребенка) в логопедический пункт МДОУ «Косланский детский сад» Обязуюсь выполнять следующие требования: Систематически посещать логопедические занятия Выполнять рекомендации логопеда и домашние задания. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь ребёнка. Поставленный логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребёнка. По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания. В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции речи иметь не буду. Примечание: при систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребёнок может быть выведен из логопункта. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест. 6 С условиями зачисления ознакомлен(а). Подпись___________________ Дата:«___» ___________20__г. 7